
Каждый из нас хотя бы иногда посещает ресторан, ходит на пиццу с друзьями, или проводит время в уютных кафе за чашечкой кофе с вкусным пирожным. Мужчины любят смотреть футбол за кружкой пива, а девушки — разговаривать за бокалом вина. Но иногда так случается, что ненароком разбитая посуда может испортить ваш вечер.
Хорошо, если вас просто информируют о том, что побитая посуда составляет определенный процент в стоимости заказа и вовсе неприятно, если с вас потребуют деньги да еще и на глазах у других посетителей ресторана.
С точки зрения порядочности и здравого смысла, вы должны возместить любой ущерб, причиненный по вашей вине. Однако платить следует только в том случае, если виновные действительно вы. И эта вина будет доказана.
И хотя в русских заведениях общественного питания такие случаи большого резонанса не имеют, однако каждый должен знать, как себя вести, чтобы не попасть в неловкое положение. Давайте разберемся, кто будет платить за разбитую посуду?
1. Возместить ущерб должен тот, кто разбил
Это указано в Гражданском кодексе России. Когда человек приходит в ресторан / кафе / бар, то автоматически он заключает публичный договор с собственником, принимает правила этого заведения. Поэтому собственник вправе требовать от клиента возмещения причиненных им убытков. Но при этом посетителя должны ознакомить с условиями договора. Если этого не сделали, то и оплачивать убытки не надо.
2. В меню все прописано
В ресторанах и других заведениях есть такая традиция — на последних страницах меню указана стоимость посуды, на случай, если кто-то что-то побьет. Причем эти страницы обязательно должен заверить владелец заведения и бухгалтер — подписью и печатью. В случае, если официанты уже после досадного случая наугад считают стоимость нанесенного ущерба, деньги наивных клиентов скорее всего поделят между собой предприимчивые работники.
3. Бой посуды закладывается в ценах
В некоторых заведениях общественного питания возможные убытки закладывают в цены обслуживания любого клиента (даже если он ничего не разбил) до 10% стоимости на бой посуды, то есть компенсируют убытки путем банального повышения цен. В этом случае, как вы понимаете, дело обходится без документов, потому что вы в принципе никому ничего не должны. Поэтому в таких случаях за разбитую посуду вы не будете платить.
4. Сумма ущерба должна быть экономически обоснованной
Если вы что-то разбили, то заставить вас силой выплатить сумму возмещения никто не может, кроме как по решению суда. И возмещать убытки нужно именно в том размере, в котором он был нанесен, не более того.
5. Когда время вызвать полицию?
Администрация не выпускает из заведения — требует немедленной оплаты. Что делать? У вас могут потребовать предъявить документы (не брать их «в залог», только посмотреть), чтобы потом обратиться в суд. Но физически препятствовать вам покинуть заведение администрация не имеет никаких прав. Это еще одна причина обратиться к правоохранителям. Кроме того, не лишним будет рассказать о ситуации в «Книге жалоб и предложений». Главное: не поддаваться на провокации, чтобы сотрудники заведения не смогли выдать ваши действия за хулиганские. Потому что тогда гражданско-правовой конфликт с легкостью может перерасти в административно-правовой.
6. Заплатили за побитый посуд — получите чек!
Есть еще одно важное условие: официант обязан принести вам чек, в котором будет указана сумма и позиция разбитой посуды. Поскольку возмещение ущерба попадает в кассу и фискальные органы, естественно, хотят знать, на каком основании оно там взялось. А об этом налоговики могут узнать только при наличии чеков. И если чек с такой позицией вам принести не могут — не платите. Зато можно намекнуть на то, что вы будете жаловаться на заведение в Налоговую инспекцию и инспекцию по вопросам защиты прав потребителей.
7. Брендированная посуда не оплачивается
Также важно знать: если посуда брендированная (то есть на нем указано название или логотип другой компании — например, бокалы с надписью «Полтавское пиво» в пабе «Черный пес»), то заставить компенсировать стоимость посуды вас также не могут, ведь паб скорее всего получил эти бокалы бесплатно (как рекламу). Поэтому даже если в меню заведения есть цена на разбитую посуду, брендированной посуды она не касается.
Знайте свои права и не забывайте главное правило мировых ресторанов — клиент всегда прав!
Оставить комментарий